Русский язык для всех
Образовательно-просветительский проект
Курганского государственного университета


Главная   |   Гостевая книга   |   Обратная связь   |   Авторы проекта

История азбуки
Орфография. Пунктуация
Орфоэпия. Фонетика
Этимология
Словообразование
Лексика
Фразеология
Морфология
Синтаксис
Лексикография
Культура речи. Стилистика
Основы языкознания
Древнерусские тексты
Лингвистические задачи

Русский язык как иностранный

За знакомой строкой

Слова XXI века

Даты

Рассылки Subscribe.Ru
Русский язык для всех
 
Подписаться письмом
Прочитайте древнерусский текст, переведите его, выполните задания к нему.
Томь же лѣтѣ по грѣхомъ нашимъ. придоша языци незнаемi. ихже добрѣ никтоже не вѣсть. кто суть и Ѿтколе изидоша. и что языкъ ихъ. и котораго племене суть. и что вѣра ихъ. а зовуть я татары. а инии глаголють таурмены. а друзии печенѣзи.
Вопросы
1. Сравните выражения по грѣхомъ из этого летописного отрывка и современное наречие поделом. Каково происхождение наречия поделом?

2. Какие чередования звуков можно отметить в словоформах языци, друзии? Приведите еще 2 примера таких чередований в современном русском языке.

3. Сравните выражения никтоже не вѣсть и Бог весть. Сделайте морфологический разбор (разбор слова по частям речи) словоформы весть.

4. В каких значениях употреблено слово языкъ? Какие другие значения этого слова вы знаете? Приведите примеры словосочетаний, в которых бы проявлялись эти значения.
[2010. Всероссийская олимпиада, региональный этап]



Проект создан при финансовой поддержке Министерства образования Российской Федерации.
Грант № РЯ-Д09-Л8-З9. Протокол ВК-91/09пр от 17 августа 2016 г.