Русский язык для
всех Образовательно-просветительский проект Курганского государственного университета |
|
|
Главная | Обратная связь | Авторы проекта |
Русский язык как иностранный За знакомой строкой Слова XXI века Даты
|
1. В современном языке: до полутора часов / бочек (родит. мн.), полутора полкам (или полуторному полку), опоздал на полтора часа, о полутора городах, три полуторных роты или описательно: три раза по полторы роты, трёх полуторных рот (родит.ед.); [нет] полутора [рот] (род.мн.). 2. Греч помнил, что полтора значит исторически пол второго (например, часа) или пол второй (любой другой счётной единицы). Поэтому: ждалъ до полутора часа – это до половины второго часа, где полу- – это «половина» (в родительном падеже), а (в)тора – краткая форма к второго, то есть получается примерно «до половины второго часа», ср.: от четверти часа до получаса. Выпилъ до полуторы бочки = до полу (в)торы бочки, где (в)торы – краткая форма (как сестры) от второй, то есть получается примерно «до половины второй бочки», ср. до полубочки, до полуверсты. Предписалъ полутору полку = ср. (дат.) второму полку, как получасу. Опоздалъ полуторымъ часомъ (а не полторымъ), как получасом, а -торымъ – как вторымъ. Говорю о полуторѣ города (а не полторѣ), где о (в)торѣ, как о сестрѣ. Три полуторы (краткая ф. = вторые) роты; полуторыхъ, ср. не люблю вторыхъ недель; полуторымъ, ср. радуюсь вторымъ неделямъ, полуторыми, ср. опечален вторыми неделями (месяцев). 3. Старая форма – до полутора. В ней сохранилось скрытое окончание. Новая форма – до полтора по аналогии с общей тенденцией упрощения склонения. Уже при Грече некоторые его современники из соображений удобства отдавали предпочтение новым формам (до полтора часа). Сравним: сейчас почти никто не говорит до полупятого часа, а говорят надо закончить до полпятого. Внутреннее окончание в слитной форме исчезает, склонение становится проще. Олимпиады, позволяющие льготно поступать в вузы Литература для подготовки к олимпиадам Научно-популярная литература по русскому языку ![]() | ||||
Проект
создан при финансовой поддержке Министерства образования
Российской Федерации. Грант № РЯ-Д09-Л8-З9. Протокол ВК-91/09пр от 17 августа 2016 г. |