Русский язык для всех
Образовательно-просветительский проект
Курганского государственного университета


Главная   |   Обратная связь   |   Авторы проекта


История азбуки
Орфография. Пунктуация
Орфоэпия. Фонетика
Этимология
Словообразование
Лексика
Фразеология
Морфология
Синтаксис
Лексикография
Культура речи. Стилистика
Основы языкознания
Древнерусские тексты
Лингвистические задачи

Русский язык как иностранный

За знакомой строкой

Слова XXI века

Даты

Рассылки Subscribe.Ru
Русский язык для всех
 
Подписаться письмом
Одно из значений русской приставки за- – начинательное, сравните: Вася начал говорить ~ Вася заговорил. Однако не всегда составное глагольное сказуемое с глаголом начать можно преобразовать без потери смысла в простое глагольное сказуемое с приставкой за- в начинательном значении. Прочитайте данные ниже предложения:
1. Я пожаловалась, что мне больно, и Иван Андреевич стал дуть мне на рану, чтобы боль прошла.

2. Аристарх Генрихович почесал в затылке и начал писать.


3. Пётр Григорьевич вышел на сцену, кивнул концертмейстеру и стал петь тенором.


4. Я подышал на ручку, и она начала писать.


5. Через минуту вся палуба начала ходить ходуном под десятками пляшущих ног.


6. Элеонора Николаевна начала работать в этой фирме совсем недавно.


7. Сгустились тучи, и стал дуть сильный ветер.


8. Иван Андреевич сильно рассердился, молча сел за клавикорды и начал играть.


9. Я нажал на красную кнопку; станок начал работать.


10. Пётр Григорьевич начал было говорить о выплатах, но его тут же остановили и велели больше об этом не заикаться.


11. А Вася уже начал ходить в детский сад?

В современном русском языке существуют сложные семантические условия, делающие возможным присоединение приставки за- в начинательном значении к глаголу. Однако в предложениях, приведённых выше, конструкции типа начать / стать + неопределённая форма глагола при преобразовании в простое глагольное сказуемое с приставкой за- подчиняются всего лишь одному ограничению, существенно более простому.

1) На основании анализа предложений 1–11 установите, что это за ограничение.

2) Какие три глагола ему не подчиняются? В какую группу по значению можно их объединить?

[2017. Всероссийская олимпиада, региональный этап]
Максимум 10 баллов.




Проект создан при финансовой поддержке Министерства образования Российской Федерации.
Грант № РЯ-Д09-Л8-З9. Протокол ВК-91/09пр от 17 августа 2016 г.