Русский язык для всех
Образовательно-просветительский проект
Курганского государственного университета


Главная   |   Обратная связь   |   Авторы проекта


История азбуки
Орфография. Пунктуация
Орфоэпия. Фонетика
Этимология
Словообразование
Лексика
Фразеология
Морфология
Синтаксис
Лексикография
Культура речи. Стилистика
Основы языкознания
Древнерусские тексты
Лингвистические задачи

Русский язык как иностранный

За знакомой строкой

Слова XXI века

Даты

Рассылки Subscribe.Ru
Русский язык для всех
 
Подписаться письмом
Слово рука на протяжении своей истории имело до 15 значений, многие из которых утратились в современном русском языке.

Выпишите из данных предложений фразеологизмы со словом рука, определите их значения и на основании этого сгруппируйте примеры.

1) И, с трудом пробиваясь вперёд,
В чешуе искалеченных крыл
Под высокую руку берёт
Побеждённую твердь Азраил
(О.Э. Мандельштам «Ветер нам утешенье принёс», 1922).

2) Приѣхалъ посолъ в Новъгородъ отъ пискупа Юрьевскаго и руку взялъ у Новагорода за всю державу, что съѣзду быти на усть Наровѣ на островѣ (Летопись Авраамки, XVI в.).

3) В Каргополи куплено шесть возов рыбы большой руки (Книга рыбной продажи, 1667 г.).

4) А правление земское и всякое строение и ратных людеи уряд вѣдал и строилъ его государевъ шюрин Борис Феодорович; и многие земли примиришася, а инии покоришася под его государеву высокую руку (Псковские летописи, XVI в.).

5) Я так мекаю, что матушка повернула Феню на свою руку… (Д.Н. Мамин-Сибиряк «Золото», 1892).

6) И послы бояромъ тетрать дали, а у бояръ взяли руки, что та тетрать бояромъ отдати часа того, а не списывати ее (Дипломатическая грамота, 1561 г.).

7) Мартышка к старости слаба глазами стала;
А у людей она слыхала,
Что это зло еще не так большой руки
(И.А. Крылов «Мартышка и очки», 1815).

8) Дано министрьского приказу подьячему Тимофею три рубли от Пафнутьевского дѣла: он гораздо радѣл на нашу руку (Приходо-расходная книга Иверского Валдайского монастыря, 1669 г.).

[2015. Всероссийская олимпиада, региональный этап]

Максимум 10 баллов.






Проект создан при финансовой поддержке Министерства образования Российской Федерации.
Грант № РЯ-Д09-Л8-З9. Протокол ВК-91/09пр от 17 августа 2016 г.