Русский язык для всех
Образовательно-просветительский проект
Курганского государственного университета


Главная   |   Обратная связь   |   Авторы проекта


История азбуки
Орфография. Пунктуация
Орфоэпия. Фонетика
Этимология
Словообразование
Лексика
Фразеология
Морфология
Синтаксис
Лексикография
Культура речи. Стилистика
Основы языкознания
Древнерусские тексты
Лингвистические задачи

Русский язык как иностранный

За знакомой строкой

Слова XXI века

Даты

Рассылки Subscribe.Ru
Русский язык для всех
 
Подписаться письмом
Прочитайте текст, вставьте слова на месте пропусков.
Если отломать у дерева нетолстую ветку, очистить её от сучьев, то у нас в руках окажется ________, если же взять другую часть дерева, потолще, идущую на растопку печи, то это __________. Кусок дерева, ставший оружием богатыря, – __________. Перед Вами слова одного исторического корня, в котором чередуются гласные, но согласные остаются неизменными в любом слове этого этимологического гнезда.

Известный учёный П. Я. Черных считает, что эти слова родственны глаголу ________, который одновременно означает и «сжигать», и «стрелять из огнестрельного оружия залпами или часто».

Все эти слова объединены исходным значением корня, которое мы также видим в словах:

_______________ – так называют лесной или степной пожар,


_______________ – это то, что «возгорается из искры»,


_______________ – то, что остаётся после костра или от чего-нибудь сгоревшего, сожжённого.

Однокоренное слово с суффиксом в переносном смысле употребляется в значении «родной очаг, родной дом»: ____________, например, в одном из стихотворений А.С. Пушкина.


Есть один русский фразеологизм «__________________________», который употребляют, когда хотят сказать о человеке, что он, избежав одной опасности, всё же попал в другую, ещё худшую. В этом фразеологизме мы видим слово того же корня, хотя и в устаревшей, не вполне понятной современному читателю форме. В.И. Даль в своём словаре приводит вариант данного выражения, в котором слово с рассматриваемым в задании корнем заменяется лексемой вода. В результате такого нового понимания поговорка оказывается переосмыслена. Опишите, почему это происходит.

[2017. Всероссийская олимпиада, региональный этап]
Максимум 14 баллов.




Проект создан при финансовой поддержке Министерства образования Российской Федерации.
Грант № РЯ-Д09-Л8-З9. Протокол ВК-91/09пр от 17 августа 2016 г.