Русский язык для всех
Образовательно-просветительский проект
Курганского государственного университета


Главная   |   Гостевая книга   |   Обратная связь   |   Авторы проекта


История азбуки
Орфография. Пунктуация
Орфоэпия. Фонетика
Этимология
Словообразование
Лексика
Фразеология
Морфология
Синтаксис
Лексикография
Культура речи. Стилистика
Основы языкознания
Древнерусские тексты
Лингвистические задачи

Русский язык как иностранный

За знакомой строкой

Слова XXI века

Даты

Рассылки Subscribe.Ru
Русский язык для всех
 
Подписаться письмом
Один лингвист провёл эксперимент, в котором испытуемым предлагалось такое задание:
Пожалуйста, прочитайте вслух приведённые ниже предложения, раскрывая скобки.
Пример:
У Мити в комнате живут 2 (попугай). → У Мити в комнате живут два попугая.

1. Дима вернулся домой, увидев, что на (улица) идёт дождь.
2. Антон продал браслет, который достался ему в наследство от (бабушка).
3. Толя усомнился в (то), что его (друзья) удастся взобраться на (гора).
4. Дима выбежал на перрон и обнял сестру, которая ждала его с (грудной младенец) на руках.
5. Вчера к нам приходили Маша и Дима с 3 (ребёнок).
6. Я прочитал эту книгу за 3 (вечер).
7. Андрей продал книгу, которую он купил вчера, за 30 (доллар).
8. (Мой) жена часто ходит за (грибы) с 2 (корзина).
9. Петя продал дачу за 2 (миллион рублей).
10. Я купил розы, чтобы подарить их (любимая девушка).
11. Иван Александрович перенёс (операция) на (желчный пузырь).
12. Федор продал портрет, который нарисовал его дедушка, за 2000 (швейцарский франк).
13. Когда Аня и Толя гуляли по набережной, они часто приходили к (мы) в (гость).
14. Прощаясь, Костя нежно обнял Аню за (талия).
15. (Я) пришлась по душе книга, (которая) подарили Володя и Галя.

На самом деле лингвиста совершенно не интересовало, как испытуемые будут раскрывать скобки: это задание давалось для отвлечения внимания. Более того, для отвлечения внимания были даны и девять предложений из пятнадцати приведённых выше; лишь шесть предложений — в частности, 2, 4, 9, 12, 14 — содержали примеры на явление, которое изучал лингвист.
В эксперименте приняло участие 76 человек. После обработки результатов была составлена таблица:

?Номер предложения?
1
2
I1439 (51%)37 (49%)

9
48 (63%)
46 (61%)
28 (37%)
30 (39%)
II428 (37%)48 (63%)
2
12
37 (49%)
36 (47%)
39 (51%)
40 (53%)

Вопросы и задания:
1. Какое явление изучал лингвист, если известно, что оно относится к области фонетики?

2. Укажите номер ещё одного предложения, интересовавшего лингвиста.

3. Впишите названия колонок в ячейки таблицы со знаком «?» на основании того, что обозначают цифры I и II, 1 и 2. Объясните свой ответ.

4. Почему лингвист при составлении таблицы объединил ячейки с некоторыми предложениями?

5. Проанализируйте полученные лингвистом статистические данные и сделайте вывод о результатах эксперимента.

[2016. XХI Всероссийская олимпиада, заключительный этап]
Максимум 15 баллов.





Проект создан при финансовой поддержке Министерства образования Российской Федерации.
Грант № РЯ-Д09-Л8-З9. Протокол ВК-91/09пр от 17 августа 2016 г.