Русский
язык для всех Образовательно-просветительский проект Курганского государственного университета |
|
|
Главная | Гостевая книга | Обратная связь | Авторы проекта |
Русский язык как иностранный За знакомой строкой Слова XXI века Даты
|
1. Лингвист изучал вариативность ударения в глагольных формах прошедшего времени на примере слов обнял и продал. (Засчитывается любой ответ, в котором упоминается вариативность ударения вне зависимости от того, как ограничивается сфера вариативности: «в глаголах», «в прошедшем времени глаголов» и т.п.) 2. Предложение 7. 3. Первую колонку необходимо озаглавить «Номер ударного слога в дополнении»: в предложениях 14, 7, 9 ударение в прямом дополнении, стоящем сразу после глагола, падает на 1-й слог (А́ню, кни́гу, да́чу), в предложениях 4, 2, 12 — на 2-й слог (сестру́, брасле́т, портре́т). Третью колонку – «Номер ударного слога в глаголе»: количество ответов с ударением в глаголе на 1-м слоге указано в столбце 1 (о́бнял, про́дал), с ударением на 2-м слоге — в столбце 2 (обня́л, прода́л). Вероятно, лингвист проверял влияние ударения в дополнении на ударение в глаголе. 4. Лингвист объединил те ячейки, в которых содержатся предложения с одинаковыми глаголами. В каждой из рассматриваемых групп предложений (14, 7, 9; 4, 2, 12) есть конструкции с глаголом обнял (14 и 4) и с глаголом продал (7 и 9, 2 и 12). 5. Видно, что и для глагола обнял, и для глагола продал форма с ударением на 1-м слоге чаще встречается перед дополнением на 2-м слоге, и наоборот (надо сравнивать 1-ю строчку с 4-й, а 2-ю и 3-ю — с 5-й и 6-й). Это доказывает, что носители русского языка стремятся к ритму с чередованием ударных и безударных слогов (та-ТА-та-ТА или ТА-та-ТА-та; засчитываются любые эквивалентные формулировки: альтернирующий, двусложный, ямбо-хореический, …), который в таких последовательностях легко обеспечить благодаря вариативности в глаголе. Олимпиады, позволяющие льготно поступать в вузы Литература для подготовки к олимпиадам Научно-популярная литература по русскому языку ![]() | ||||
Проект
создан при финансовой поддержке Министерства образования
Российской Федерации. Грант № РЯ-Д09-Л8-З9. Протокол ВК-91/09пр от 17 августа 2016 г. |