Русский язык для всех
Образовательно-просветительский проект
Курганского государственного университета


Главная   |   Гостевая книга   |   Обратная связь   |   Авторы проекта


История азбуки
Орфография. Пунктуация
Орфоэпия. Фонетика
Этимология
Словообразование
Лексика
Фразеология
Морфология
Синтаксис
Лексикография
Культура речи. Стилистика
Основы языкознания
Древнерусские тексты
Лингвистические задачи

Русский язык как иностранный

За знакомой строкой

Слова XXI века

Даты

Рассылки Subscribe.Ru
Русский язык для всех
 
Подписаться письмом
1. Лингвист изучал вариативность ударения в глагольных формах прошедшего времени на примере слов обнял и продал. (Засчитывается любой ответ, в котором упоминается вариативность ударения вне зависимости от того, как ограничивается сфера вариативности: «в глаголах», «в прошедшем времени глаголов» и т.п.)

2. Предложение 7.

3. Первую колонку необходимо озаглавить «Номер ударного слога в дополнении»: в предложениях 14, 7, 9 ударение в прямом дополнении, стоящем сразу после глагола, падает на 1-й слог (А́ню, кни́гу, да́чу), в предложениях 4, 2, 12 — на 2-й слог (сестру́, брасле́т, портре́т). Третью колонку – «Номер ударного слога в глаголе»: количество ответов с ударением в глаголе на 1-м слоге указано в столбце 1 (о́бнял, про́дал), с ударением на 2-м слоге — в столбце 2 (обня́л, прода́л).

Вероятно, лингвист проверял влияние ударения в дополнении на ударение в глаголе.

4. Лингвист объединил те ячейки, в которых содержатся предложения с одинаковыми глаголами. В каждой из рассматриваемых групп предложений (14, 7, 9; 4, 2, 12) есть конструкции с глаголом обнял (14 и 4) и с глаголом продал (7 и 9, 2 и 12).

5. Видно, что и для глагола обнял, и для глагола продал форма с ударением на 1-м слоге чаще встречается перед дополнением на 2-м слоге, и наоборот (надо сравнивать 1-ю строчку с 4-й, а 2-ю и 3-ю — с 5-й и 6-й).

Это доказывает, что носители русского языка стремятся к ритму с чередованием ударных и безударных слогов (та-ТА-та-ТА или ТА-та-ТА-та; засчитываются любые эквивалентные формулировки: альтернирующий, двусложный, ямбо-хореический, …), который в таких последовательностях легко обеспечить благодаря вариативности в глаголе.





Проект создан при финансовой поддержке Министерства образования Российской Федерации.
Грант № РЯ-Д09-Л8-З9. Протокол ВК-91/09пр от 17 августа 2016 г.