Русский язык для всех
Образовательно-просветительский проект
Курганского государственного университета


Главная   |   Гостевая книга   |   Обратная связь   |   Авторы проекта


История азбуки
Орфография. Пунктуация
Орфоэпия. Фонетика
Этимология
Словообразование
Лексика
Фразеология
Морфология
Синтаксис
Лексикография
Культура речи. Стилистика
Основы языкознания
Древнерусские тексты
Лингвистические задачи

Русский язык как иностранный

За знакомой строкой

Слова XXI века

Даты

Рассылки Subscribe.Ru
Русский язык для всех
 
Подписаться письмом
1. Рассмотрите фрагмент одной из страниц знаменитого «Букваря» (1694 г.) Кариона Истомина, который был уроженцем Курска. Какую букву алфавита иллюстрируют данные гравюры?


2. Перед Вами три гравюры, взятые с разных страниц «Букваря» Кариона Истомина.



На этих гравюрах проиллюстрированы три имени существительных (N1, N2, N3), которые относятся к среднему роду и имеют тот же суффикс (со значением предмета, предназначенного для выполнения действия), что и существительные, образованные от глаголов шить и точить.

N1 – имя существительное, одно из значений которого – ‘стена, ограда’. Оно употребляется в сцене плача героини великого произведения древнерусской литературы. По одной из версий, это слово является исторически родственным глаголу со значением ‘сражаться, состязаться’. В другом значении оно входит в состав фразеологизма ___________________ ‘делать что-либо, не скрывая подлинных намерений, открыто’.

N2 образовано от устаревшего глагола со значением ‘пахать’; входит в состав фразеологизма библейского происхождения __________________________________.

N3 – это бесприставочное существительное, обозначающее ‘сосуд с рукоятью’. В данном слове происходит смещение ударения с первого на второй слог по сравнению с производящим глаголом, имеющим переносное значение ‘извлекать, заимствовать’.

Восстановите пропущенные в тексте слова, назовите искомые существительные:
N1 _____________
N2 _____________
N3 _____________
3. В «Азбуке» Л.Н. Толстого, изданной в 1872 году, представлены разные начертания определённых букв и изображения, иллюстрирующие слова, которые начинаются с данных букв, например:



Ряд букв (Ъ, Ы, Ь, Э, Ѳ, Ѵ) не сопровождается картинками. Некоторые изображения иллюстрируют сразу две буквы. Перечислите эти пары букв и дайте объяснение.

Примечание: буква Ё не включена Л.Н. Толстым в алфавит.

4. В своей «Азбуке» Л.Н. Толстой для более успешного обучения учащихся грамоте сопроводил слова необходимыми пометами в случаях расхождения написания с произношением. Рассмотрите фрагменты из данной книги:
1) Из[с]ъ худаго[ова] кармана по[а]слѣднi[е]й грошъ валитс[ц]я.
2) Третi[е]й спро[а]силъ: «К[х]то грамотны[о]й?»
3) У двухъ матерей по пя[е]ти сыно[а]вей.
4) Маленькi[о]й, кругленькi[о]й, а за хвостъ не по[а]ймаешь.
Дополните следующий текст подобными пометами, однако указывайте только такие случаи, когда рекомендации Л.Н. Толстого не соответствуют правилам современной орфоэпии:

Два рыбака тянули неводъ. Никто не виделъ, какъ имъ трудно. Усталъ одинъ мучиться, увиделъ пастуха, подлѣ него хлѣбъ и узкiй кувшинъ. Одинъ рыбакъ сказалъ, что неводъ плохъ. Другой: «Неводъ добрый, но грузъ лишнiй». Пастухъ послушалъ второго: «Послѣ разсудите; теперь тащить надо».

[2016. XХI Всероссийская олимпиада, заключительный этап]
Максимум 15 баллов.





Проект создан при финансовой поддержке Министерства образования Российской Федерации.
Грант № РЯ-Д09-Л8-З9. Протокол ВК-91/09пр от 17 августа 2016 г.