Русский
язык для всех Образовательно-просветительский проект Курганского государственного университета |
|
|
Главная | Гостевая книга | Обратная связь | Авторы проекта |
Русский язык как иностранный За знакомой строкой Слова XXI века Даты
|
1. Рассмотрите фрагмент одной из страниц знаменитого «Букваря» (1694 г.) Кариона Истомина, который был уроженцем Курска. Какую букву алфавита иллюстрируют данные гравюры? ![]() 2. Перед Вами три гравюры, взятые с разных страниц «Букваря» Кариона Истомина. ![]() На этих гравюрах проиллюстрированы три имени существительных (N1, N2, N3), которые относятся к среднему роду и имеют тот же суффикс (со значением предмета, предназначенного для выполнения действия), что и существительные, образованные от глаголов шить и точить. N1 – имя существительное, одно из значений которого – ‘стена, ограда’. Оно употребляется в сцене плача героини великого произведения древнерусской литературы. По одной из версий, это слово является исторически родственным глаголу со значением ‘сражаться, состязаться’. В другом значении оно входит в состав фразеологизма ___________________ ‘делать что-либо, не скрывая подлинных намерений, открыто’. N2 образовано от устаревшего глагола со значением ‘пахать’; входит в состав фразеологизма библейского происхождения __________________________________. N3 – это бесприставочное существительное, обозначающее ‘сосуд с рукоятью’. В данном слове происходит смещение ударения с первого на второй слог по сравнению с производящим глаголом, имеющим переносное значение ‘извлекать, заимствовать’. Восстановите пропущенные в тексте слова, назовите искомые существительные: N1 _____________3. В «Азбуке» Л.Н. Толстого, изданной в 1872 году, представлены разные начертания определённых букв и изображения, иллюстрирующие слова, которые начинаются с данных букв, например: ![]() Ряд букв (Ъ, Ы, Ь, Э, Ѳ, Ѵ) не сопровождается картинками. Некоторые изображения иллюстрируют сразу две буквы. Перечислите эти пары букв и дайте объяснение. Примечание: буква Ё не включена Л.Н. Толстым в алфавит. 4. В своей «Азбуке» Л.Н. Толстой для более успешного обучения учащихся грамоте сопроводил слова необходимыми пометами в случаях расхождения написания с произношением. Рассмотрите фрагменты из данной книги: 1) Из[с]ъ худаго[ова] кармана по[а]слѣднi[е]й грошъ валитс[ц]я.Дополните следующий текст подобными пометами, однако указывайте только такие случаи, когда рекомендации Л.Н. Толстого не соответствуют правилам современной орфоэпии: Два рыбака тянули неводъ. Никто не виделъ, какъ имъ трудно. Усталъ одинъ мучиться, увиделъ пастуха, подлѣ него хлѣбъ и узкiй кувшинъ. Одинъ рыбакъ сказалъ, что неводъ плохъ. Другой: «Неводъ добрый, но грузъ лишнiй». Пастухъ послушалъ второго: «Послѣ разсудите; теперь тащить надо». [2016. XХI Всероссийская олимпиада, заключительный этап] Максимум 15 баллов.Олимпиады, позволяющие льготно поступать в вузы Литература для подготовки к олимпиадам Научно-популярная литература по русскому языку ![]() | ||||
Проект
создан при финансовой поддержке Министерства образования
Российской Федерации. Грант № РЯ-Д09-Л8-З9. Протокол ВК-91/09пр от 17 августа 2016 г. |