Главная » Статьи » Загадки русского языка

День первый
Загадки русского языкаСегодня учимся просто читать древнерусские тексты.

Для начала обязательно знакомимся с двумя страницами сайта:

В первую очередь учим церковнославянские названия букв (как дошедших до наших дней, так и исчезнувших), запоминаем их порядок в алфавите.

Обращаем внимание на реформы алфавита.

Не проходим мимо букв, отсутствующих в современном гражданском алфавите. На олимпиадах очень любят задания про буквы ять, фита, ижица, i десятеричное и далее по убывающей: в разделе Задания к отдельным буквам смотрим, около какой буквы сколько заданий: чем больше заданий, тем выше вероятность, что может встретиться что-то аналогичное.

Пытаемся выполнить все задания. Только когда задание решили или не знаете его решения, подсматриваем в ответы. 

PS. В ответах часто содержится дополнительная информация. Поэтому ответы читаем не "по диагонали"!

В конце учим позиции редуцированных. Редуцированными называются Ъ и Ь. В первой строчке указано, как эти буквы будут звучать в тексте:
 
Сильные позиции
(Ъ = [o], Ь = [e])
Слабые позиции
(Ъ, Ь не произносятся)
1. Под ударением: дЬнь (день), лЪжь (ложь)
2. Перед слогом с редуцированным гласным в слабой позиции: гладЪкъ [гладок], дънЬхъ [днех]
3. В односложных словах с самостоятельным ударением: тЪ [то], сЬ [се]
1. В абсолютном конце слова: дьнЬ (день), лъжЬ (ложь)
2. Перед слогом с редуцированным гласным в сильной позиции: жЬрьць [жрец], вЪздъхъ [вздох]
3. Перед слогом с гласным полного образования (это не ь, ъ): кЪто [кто], чЬто (что)

Примечание: Сильные и слабые позиции редуцированных определяют, считая слоги с конца слова.

А вот теперь попытаемся прочитать древнерусский текст.

Внимание: такое чтение не является чисто научным. Его цель – сделать текст более понятным!


Примечания:
1) Ъ в конце слов не читается (слабая позиция), а потому не обращаем на него внимания.
2) оу читаем как [у].


Мати его бѣ [бе] тѣлъмь [телом; Ъ после Л в сильной позиции: пункт 2] крѣпъка [крепка; Ъ после П в слабой позиции: пункт 3] и сильна яко же и моужь [муж]; яще бо кто и не видѣвъ [видев] ея, ти слышааше ю бесѣдоующю [беседующу], то начьняше [начняше; Ъ после Ч в слабой позиции: пункт 3] мьнѣти [мнети; Ъ после М в слабой позиции: пункт 3] моужа  [мужа] ю соуща [суща].

И се приидоша страньници 
[странницы; Ь после Н в слабой позиции: пункт 3] в градъ тъ [то; сильная позиция: пункт 3]; видѣвъ я, оуноша [юноша] радъ бывъ текъ поклони ся [поклонися; местоимение ся (себя) раньше писалось отдельно] имъ и любьзно [любезно; Ь в сильной позиции: пункт 1] цѣлова я и въпроси [впроси; Ъ после В в слабой позиции: пункт 3] я, отъкоудоу [откуду; Ъ после Т в слабой позиции: пункт 3] соуть [суть] и камо идоуть [идут].

Иногда правила, указанные в таблице, "не работают" (по разным причинам). В этом случае просто поочередно подставляем на место редуцированных О / Е / ноль звука и выбираем наиболее адекватную форму:

Таче пришедъши мати ѥго по двою дьнию отрѣши и [от столпа] и подасть ѥмоу ясти, ѥще же гнѣвъмь одьржима [одержима] соущи, възложи озложи] на ноӡѣ ѥго желѣӡа, ти тако повелѣ ѥмоу ходити, блюдоущи да не пакы отъбѣжить отъ нея.

 
Категория: Загадки русского языка | Добавил: antiq (08.12.2017)
Просмотров: 188 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar