За знакомой строкой
Редкие слова и формы в школьных произведениях:
А Б В Г Д Е-Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я A-Z
А также:
Данный подраздел посвящён толкованию малопонятных слов, встречающихся на страницах русской литературы, которая изучается в среднем и старшем звене российской школы. В качестве базовых выбраны циклы учебников по литературе издательств «Просвещение», «Баласс», «Дрофа», «Мнемозина», «Русское слово».
В данном разделе можно найти не только пояснение значения слова или фразы, но и объяснение фонетических и грамматических особенностей, зафиксированных в произведении.
Надеемся, что материал будет интересен не только учителям и учащимся общеобразовательных школ, но и российским и зарубежным студентам и преподавателям филологических факультетов, а также всем, интересующимся русским языком и литературой.
В правом верхнем углу находится краткое описание, в каком школьном учебнике можно найти анализируемое произведение, например: "Бунеев, 5 класс, ч. 1". Расшифровка данных записей находится в конце данной страницы в разделе "Сокращения".
Редкое слово или словосочетание приводится в начальной форме (у существительных – единственное / множественное число именительного падежа; у глагола – инфинитив, у прилагательного – мужской род единственного числа именительного падежа и т.д.) по центру строки прописными буквами. При этом редкая форма (орфоэпическая, грамматическая) предлагается в том виде, в каком встречается в анализируемом тексте.
Стилистические пометы подаются с новой строки курсивом. Необходимо отметить, что помета "устаревшее" соответствует современному состоянию языка; во время создания произведения анализируемая единица в временной точки зрения была общеизвестной и общеупотребительной.
Толкование единицы обязательно привязано к контексту и дается прямым шрифтом.
Этимологическая ссылка заключается в квадратные скобки и обычно дополняет толкование.
После пробела курсивом темно-красного цвета приводится цитата из произведения школьной программы; при этом анализируемая единица выделяется прямым жирным шрифтом. Цитата сопровождается описанием (прямой черный шрифт), где указывается год создания или публикации произведения, фамилия и инициалы автора и название произведения. Фамилия автора одновременно является ссылкой на страницу, посвященную писателю, где можно найти все слова и выражения данного писателя, рассматриваемые на страницах данного сайта (с разбивкой на произведения).
Коровина, 5 класс: Коровина, В. Я. Литература. 5 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе: в 2 ч. / В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. – М. : Просвещение, 2016.
Курдюмова, 5 класс: Литература. 5 кл. : учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений: в 2 ч. / Автор-сост. Т. Ф. Курдюмова. – М. : Дрофа, 2016.
Меркин, 5 класс: Литература. 5 класс : учебник для общеобразовательных учреждений : в 2 ч. / Автор-сост. Г. С. Меркин. – М. : Русское слово, 2016.
Чертов, 5 класс: Литература. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций : в 2 ч. / В. Ф. Чертов, Л. А. Трубина, Н. А. Ипполитова, И. В. Мамонова; под ред. В. Ф. Чертова. – М. : Просвещение, 2016.
2. Крупные произведения в учебниках среднего звена часто публикуются в сокращении, в этом случае комментарии предлагаются только к тому объему текста, который представлен в учебнике. Полностью комментируются только те русские тексты, которые изучаются в старшем звене.

Редкие слова и формы в школьных произведениях:
А Б В Г Д Е-Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я A-Z
А также:
Фразеология в российской литературе | Российские писатели и поэты | Крылатые слова |

В данном разделе можно найти не только пояснение значения слова или фразы, но и объяснение фонетических и грамматических особенностей, зафиксированных в произведении.
Целевая аудитория
Надеемся, что материал будет интересен не только учителям и учащимся общеобразовательных школ, но и российским и зарубежным студентам и преподавателям филологических факультетов, а также всем, интересующимся русским языком и литературой.
Построение словарной статьи
В правом верхнем углу находится краткое описание, в каком школьном учебнике можно найти анализируемое произведение, например: "Бунеев, 5 класс, ч. 1". Расшифровка данных записей находится в конце данной страницы в разделе "Сокращения".
Редкое слово или словосочетание приводится в начальной форме (у существительных – единственное / множественное число именительного падежа; у глагола – инфинитив, у прилагательного – мужской род единственного числа именительного падежа и т.д.) по центру строки прописными буквами. При этом редкая форма (орфоэпическая, грамматическая) предлагается в том виде, в каком встречается в анализируемом тексте.
Стилистические пометы подаются с новой строки курсивом. Необходимо отметить, что помета "устаревшее" соответствует современному состоянию языка; во время создания произведения анализируемая единица в временной точки зрения была общеизвестной и общеупотребительной.
Толкование единицы обязательно привязано к контексту и дается прямым шрифтом.
Этимологическая ссылка заключается в квадратные скобки и обычно дополняет толкование.
После пробела курсивом темно-красного цвета приводится цитата из произведения школьной программы; при этом анализируемая единица выделяется прямым жирным шрифтом. Цитата сопровождается описанием (прямой черный шрифт), где указывается год создания или публикации произведения, фамилия и инициалы автора и название произведения. Фамилия автора одновременно является ссылкой на страницу, посвященную писателю, где можно найти все слова и выражения данного писателя, рассматриваемые на страницах данного сайта (с разбивкой на произведения).
Структура словарной статьи
Учебники, в которые включено произведение
РЕДКОЕ СЛОВО, СЛОВОСОЧЕТАНИЕ / РЕДКАЯ ФОРМА
Стилистические пометы (если есть).
Толкование. [При необходимости этимологическое описание]. Цитата из произведения школьной программы, где встречается анализируемая единица с выделением данной единицы прямым жирным шрифтом (Год создания или публикации произведения. Фамилия автора. Название произведения). |
Сокращения
Бунеев, 5 класс: Бунеев, Р. Н. Литература. 5 кл. : учеб. для организаций, осуществляющих образовательную деятельность : в 3 ч. / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. – М. : Баласс, 2015.Коровина, 5 класс: Коровина, В. Я. Литература. 5 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе: в 2 ч. / В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. – М. : Просвещение, 2016.
Курдюмова, 5 класс: Литература. 5 кл. : учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений: в 2 ч. / Автор-сост. Т. Ф. Курдюмова. – М. : Дрофа, 2016.
Меркин, 5 класс: Литература. 5 класс : учебник для общеобразовательных учреждений : в 2 ч. / Автор-сост. Г. С. Меркин. – М. : Русское слово, 2016.
Чертов, 5 класс: Литература. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций : в 2 ч. / В. Ф. Чертов, Л. А. Трубина, Н. А. Ипполитова, И. В. Мамонова; под ред. В. Ф. Чертова. – М. : Просвещение, 2016.
Внимание!
1. Фразеология вынесена в отдельный раздел с самостоятельным алфавитным указателем.2. Крупные произведения в учебниках среднего звена часто публикуются в сокращении, в этом случае комментарии предлагаются только к тому объему текста, который представлен в учебнике. Полностью комментируются только те русские тексты, которые изучаются в старшем звене.
